Историческая справка

Историческая справка

 

На протяжении всей своей истории институт судебных приставов в России способствовал развитию и становлению государственности и утверждению принципов справедливости.

Первое упоминание о судебных приставах отмечается в документах Новгородской феодальной республики еще в 1136 – 1478 гг.

В XV веке в Пскове и Новгороде судебные приставы призывались к исполнению своих обязанностей князем или городским вече (общим собранием горожан), полномочия их были достаточно широки, и, выражаясь современным языком, включали в себя элементы судебной и следственной деятельности. Уклонение от выполнения требований судебного пристава влекло для нарушителя соответствующую меру ответственности.

Соборным уложением 1649 года судебному приставу как должностному лицу были предоставлены широкие полномочия. Он доставлял повестки о вызове в суд, осуществлял принудительный привод ответчика, участвовал в выемке вещественных доказательств у обвиняемых, сторожил преступников, с которых взыскивались причиненные ими убытки.

Пристав олицетворял надежно действующую государственную власть, и был не только влиятельной, но с течением времени и популярной фигурой.

В ходе судебной реформы 1865 года был образован институт судебных приставов, который к тому времени существовал уже во многих европейских государствах. Принятые законы определили порядок всего судопроизводства в целом и деятельности судебных приставов в частности.

Деятельность приставов, состоявших при мировых судьях, окружных судах и мировых съездах, была строго подконтрольна соответствующим судебным ведомствам.  В отношении кандидатов на должность судебного пристава действовал определенный перечень требований и цензов. В соответствии с «Учреждением судебных установлений» эту должность не могли занять иностранцы, лица, не достигшие двадцати одного года, лица, подвергшиеся судебным приговорам или состоящие под следствием. Большое внимание уделялось морально-нравственным качествам кандидата: чтобы обеспечить интересы сторон в исполнительном производстве, судебный пристав должен быть добросовестным и обладать «благонадежной нравственностью». Утверждение пристава в должности  происходило только по истечении года успешной службы. Если при исполнении судебных постановлений судебному приставу оказывалось сопротивление, виновные лица несли суровое наказание (лишение всех прав состояния, ссылка на каторжные работы или в Сибирь на поселение, отдача в арестантские роты и др.). Была предусмотрена дисциплинарная, гражданская и уголовная ответственность судебного пристава в случае ненадлежащего исполнения им своих служебных обязанностей.

Таким образом, с момента подписания 1 ноября 1865 года императором Александром II Положения о введении в действие судебных уставов правовой статус и компетенция судебного пристава получили законодательную регламентацию. Институт судебных приставов становится ядром «исполнительного» судебного механизма, а законодательство о правовом статусе судебных приставов Российской империи признается образцовым документом в европейской законотворческой практике второй половины XIX века. Судебные приставы, с которыми история российской государственности была неразрывно связана на протяжении многих веков, заняли достойное место в системе государственной службы. Поэтому дата 1 ноября 1865 года, являющаяся отправной точкой в истории Российского института судебных приставов, легла в основу Указа Президента Российской Федерации от 8 сентября 2009 года № 1019, которым был установлен профессиональный праздник работников Федеральной службы судебных приставов – День судебного пристава.

В подобном статусе институт судебных приставов – как система обеспечения исполнения судебных актов – существовал, пока не был упразднен Декретом Совета Народных Комиссаров от 24 ноября 1917 года. Одновременно были распущены судебные учреждения и иные государственные органы Российской империи.

Вскоре после начала формирования органов советской власти к новому руководству пришло осознание того, что в стране необходимо создать надлежащие условия для осуществления правосудия. В том числе – специальный орган, который обеспечивал бы исполнение судебных решений.

30 ноября 1918 года Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета об утверждении Положения о народном суде РСФСР было установлено, что «…приговоры, присуждающие к принудительным работам и другому виду лишения свободы, приводятся в исполнение органами советской милиции, а решения по гражданским делам и всякие денежные взыскания – судебными исполнителями».

Так, на смену судебным приставам Российской империи пришли судебные исполнители новой советской России, которые в отличие от своих предшественников стали государственными служащими. Судебные исполнители состояли в штате судов низового звена – районных народных судов, и по своему правовому статусу являлись представителями судебной власти.

Распад Союза советских социалистических республик и последующие кардинальные изменения в политическом и государственном устройстве России привели к упразднению исчерпавшего себя института судебных исполнителей. В стране была учреждена специальная служба, действующая на принципиально иных организационно-правовых началах, - Служба судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, осуществляющая функции по принудительному исполнению судебных решений, актов специально уполномоченных органов и обеспечению установленного порядка деятельности судов.

С переходом страны к рыночной экономике существенно осложнился характер гражданско-правовых отношений. В новых условиях для того, чтобы обеспечить надлежащую правовую защиту законных прав и интересов участников гражданско-правовых отношений, принимаются два Федеральных закона – от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах», № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» - важнейшая часть реформы исполнительного производства. Это два взаимосвязанных закона: один обеспечивает создание Службы судебных приставов и организационные начала их деятельности, другой – определяет порядок и условия принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, которые согласно федеральным законам подлежат принудительному исполнению.

Применение федеральных законов об исполнительном производстве и о судебных приставах, прежде всего, подтвердило их необходимость и привело к определенным положительным результатам в деле укрепления гарантий защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве.

Значительно обновленное за истекшее время законодательство Российской Федерации также потребовало корректировки ряда норм Федеральных законов «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах» и внесения изменений в эти законы, поскольку вопросы исполнения судебных и иных актов касаются практически каждого правоприменителя, гражданина и организации, осуществляющих свою деятельность в нашей стране.

Потребности в изменении законодательства об исполнительном производстве, в последнее время находившемуся в центре внимания, как законодателя, так и общества в целом, обусловили разработку и принятие нового Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ, вступившего в силу 1 февраля 2008 года.

Сегодня Федеральная служба судебных приставов – это федеральный орган исполнительной власти, а его представители - судебные приставы, наделенные законными полномочиями, являются исполнителями судебных решений.

          24 января 1998 года была создана Служба судебных приставов Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Калмыкия, включавшая в себя 14 территориальных подразделений - в г. Элисте и районах республики. В их состав вошли многие опытные работники из числа судебных исполнителей, бывшие сотрудники правоохранительных органов. Это  А.Б. Мироненко, Г.В. Чухлеб, Н.Ц. Балтыкова (главный специалист-эксперт отдела организации исполнительного производства, розыска, реализации имущества должников и розыска детей),  С.М. Шургучиева (ныне – судебный пристав – исполнитель Элистинского городского отдела судебных приставов № 1), Т.С. Муева, О.Б. Андреева, О.Б. Санджиева (ведущий специалист - экспертотдела организации исполнительного производства, розыска, реализации имущества должников и розыска детей), А.М. Бадмаева (заместитель руководителя УФССП России по РК), Г.К. Очирова (начальник Лаганского районного отдела судебных приставов), К.А. Нидеева (старший специалист 1 разряда Элистинского городского отдела судебных приставов), С.Х. Баштханова (судебный пристав-исполнитель Яшкульского районного отдела судебных приставов). Эти работники и их коллеги самоотверженно выполняли свой служебный долг, заключавшийся в неукоснительном исполнении судебных решений, не считаясь со временем и усталостью, с тяжелыми, на первых порах, условиями труда в степной глубинке, иногда с риском для жизни.

Сегодня мы с гордостью произносим имена наших ветеранов - Галину Ивановну Звягину (бывший заместитель руководителя УФССП России по РК),  Нелли Николаевну Москвину - судебного исполнителя Элистинского городского суда, Раису Семеновну Серебрякову - судебного исполнителя Яшкульского районного суда, Александру Борисовну Мироненко – судебного исполнителя Малодербетовского районного суда и многих - многих других.

Большой вклад в становление Службы судебных приставов Калмыкии внесли: министр юстиции Алексей Цаган-Кевюнович Манджиев, Геннадий Чимидович Оджаев - начальник отдела по ОУПДС Управления Министерства юстиции России по РК, Раиса Филипповна Михалевская - судебный исполнитель Элистинского городского суда, Нина Петровна Ткачук - судебный исполнитель Целинного районного суда. Все они самоотверженно выполняли свой служебный долг. Сегодня их нет вместе с нами, но они остались в нашей памяти.

Работа судебного пристава одна из самых стрессовых. Им приходится исполнять решения судов самого разного характера: взыскание алиментов, налогов, задолженности по коммунальным платежам, передача детей от родителей, лишенных родительских прав, в детские дома и многое другое. И каждый раз им приходиться сталкиваться с судьбами людей. Если учесть еще, что с каждым годом увеличивается нагрузка на судебного пристава, то можно сказать, что в этой службе работают одержимые, любящие свою профессию люди.

Коллектив Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Калмыкия  за последние годы претерпел немало организационных изменений.

Работает телефон доверия, установлена обратная связь с гражданами, производится рассылка смс-сообщений должникам. Почти еженедельно судебные приставы выезжают на предприятия, в места скопления людей-магазины, аэропорт, дежурят на постах с сотрудниками ГИБДД, где каждый гражданин может проверить по базе данных, есть ли у него задолженность и погасить ее.

Отстаивая законные права и интересы людей, государства, ежедневно сталкиваясь с теми, кто не желает соблюдать букву Закона, мы на своем опыте знаем, что такое исполнить этот Закон. Через нас проходят тысячи и тысячи исполнительных документов, за каждым из которых человеческие судьбы. Сегодня судебные приставы реально влияют на жизнь страны, ее граждан. В первую очередь тем, что учат общество уважать государство и его законы. И соблюдать их неукоснительно.

 

Время создания/изменения документа: 21 декабря 2015 16:36 / 04 апреля 2016 01:02

Версия для печати